Психика животных всегда привлекала пристальное внимание человека.
Умеют ли они думать? Брем писал, что животные обладаю рассудком,
памятью, сложными чувствами характером: «Умные животные рассчитывают
обдумывают, оценивают перед тем, как дей ствовать...» Люди, подолгу
живущие на природе среди животных, часто проявляют глубокое по нимание
их поведения. Дерсу Узала говорил «Его все равно люди... Только рубашка
другой Обмани — понимай, сердись — понимай, круго понимай! Все равно
люди..!»
Академик И. П. Павлов в итоге многолетнег изучения
закономерностей высшей нервной деятельности и рефлексов на собаках после
одного из экспериментов говорил: «Мы (д-р Кувшинский и я) с
благодарностью признали что животное своим умом помогло не только себе,
но и нам. Было бы жалко, если бы этот факт пропал для животной
психологии».
Взгляд на собаку как на умнейшее животное вполне
обоснован. Практики, незнакомые с теорией, часто преувеличивают их ум,
очеловечивая собак. А теоретики склонны упрощать вопрос сводя нервную
деятельность собаки к простым рефлекторным ответам на внешние
раздражения и отрицая ее способность к обобщениям и выводам.
ДОГОВОР ДРУЖБЫ
(ДРЕССИРОВКА)
В последнее время многие авторитетные психиатры и
Психотерапевты взяли себе в помощники собак, утверждая, что
четвероногие друзья человека обладают такими качествами, которыми должен
быть наделен идеальный психотерапевт. Они умны, сердечны, расположены к
больному, внушают доверие. Пионером этого метода, носящего ишвание
«анимотерапия» (от латинского «анималь» — животное), является
американский врач Б. Левинсон, написавший на эту тему две книги:
«Детская психотерапия» и «Домашние животные и развитие человека». Врачи
шворят, что больному зачастую легче сначала наладить контакты с собакой,
существом более дружелюбным, привязчивым и благодарным, способным
принимать человека таким, каков он есть. Своим отношением к больному они
помогают установить мостик доверия к врачу, миру здоровых людей, а без
него лечение неэффективно.
Общеизвестно, что доброе, вдумчивое
обращение с животными не только обогащает человеческую личность
нравственными качествами высшего порядка, но и служит фактором развития
ума. Ничего в мире не дает ребячьему уму так много пищи для размышлений,
как наблюдение за повадками животных: Словом, общение с собаками,
воспитание хорошего, истинно человеческого к ним отношения — важное
условие всестороннего развития личности ребенка. Поэтому общение детей с
собаками имеет большое педагогическое значение.
О благородстве,
об огромной моральной ценности любви к собаке немало сказано великими
русскими писателями. Вспомним чеховскую Каштанку, тургеневскую Муму,
купринского белого пуделя Арто и т. д. Вот эти чувства (требовательность
к себе, понимание своих серьезных, больших обязанностей по отношению к
собаке) мы и должны воспитывать в детях. Договор между человеком и
собакой, как писал Дже Лондон, был заключен в незапамятные времена. Это'
договор дружбы действует и по сей день. Ни один xopi ший человек
никогда не поднимет руку на собаку. Обидет! ее может только тот, кому
ничего не стоит обидеть человека. Но как дрессировщик, хочу напомнить:
практи ческое использование собаки возможно только при пра вильном
направлении поведения в желательную дл. человека сторону. Это
достигается соответствующе дрессировкой. Каждый человек, работающий с
собакой и имеющий ее в личном пользовании, в известной степени является
дрессировщиком. Для того, чтобы правильно дрессировать и использовать
собаку, необходимо твердо знать законы, которым подчиняется ее
поведение.
Поведение — это совокупность всех действий собаки,
благодаря которым организм приспосабливается к окружающей среде и
удовлетворяет свои жизненные потребности в самозащите от различных
неблагоприятных воздействий, в продолжении своего рода и т. д.
Дрессировщику
должны быть присущи следующие качества: любовь к животным,
терпеливость, наблюдательность, выдержанность, настойчивость, смелость и
энергия ность. Человеку, умеющему владеть своим голосом, жеста ми,
движениями, знающему основы поведения вообще собак и особенности
конкретного животного, легче освоить технику обучения тому или иному
приему дрессировки ввиду службы. Хороший дрессировщик всегда сумеет
определить состояние собаки в данный момент и причины изменения ее
поведения, устранить или усилить их, вести процесс дрессировки,
правильно анализировать свои ошибки и ошибки собаки на занятиях и на
работе. Дресв сировщик на многое должен в процессе обучения смотрети
глазами собаки, мысленно ставя себя на ее место. Конечная цель
дрессировки — выработать у собаки навы правильно и безотказно выполнять
приказания дрессировщика, отданные условными словами-командами и
заменяющими их жестами и сигналами.
Поведение недрессированной
собаки обуславливаете только биологическими потребностями организма и
воздействием окружающей среды. Чтобы успешно дрессиро вать собаку и
воздействовать на ее поведение, нужно правильно оценивать свои поступки
по отношению к собаке и хорошо разбираться в особенностях ее поведения.
Именно для этого необходимо знать теоретические основы дрессировки. Теоретические
основы дрессировки базируются на учении великого русского физиолога И.
П. Павлова о низшей нервной деятельности. Высшей нервной деятельностью
академик Павлов называл работу больших полушарий головного мозга по
установлению связи организма и окружающей средой. Он доказал, что каким
бы сложным мп казалось поведение животных, оно всегда имеет иполне
определенную причину и является результатом лоятельности их нервной
системы. Учение позволило разрабатывать научно обоснованную методику
дрессировки юбак. Различные действия животного всегда являются ответом
организма на воздействие окружающей среды или на определенные процессы,
происходящие в самом организме. Всякое воздействие на организм, которое
вызывает ответное действие со стороны последнего, называется
раздражителем; ответное действие организма на раздражитель — реакцией.
Например: команда «сидеть» и нажим на круп собаки — раздражитель, а
посадка собаки — реакция.
В дрессировке прежде всего используют
врожденные особенности и свойства собак. Каждой из групп и пород собак
присущи определенные наследственные задатки, образовавшиеся в итоге
многовековых повторных упражнений в выполнении той или иной работы.
Наиболее ярко у собак проявляются инстинкты (сложные безусловные
рефлексы): пищевой, благодаря которому только что родившийся щенок
находит соски матери, и ориентировочный, дающий правильную ориентацию в
окружающей среде. У взрослой собаки инстинкты выражаются в сложном
комплексе реакций: пищевой, ориентировочной, оборонительной и половой.
Проявление реакций закономерно, но не одинаково в разные моменты жизни
собаки. Так, у очень голодной, а также жадной к пище собаки преобладает
пищевая реакция, на практике нередко мешающая дрессировке.
Ориентировочная реакция наблюдается у многих охотничьих собак.
Оборонительная в активной форме преобладает у большинства служебных
собак. Могучий инстинкт размножения дает в известные периоды жизни собак
(течка) сильное преобладание половой реакции, мешающей, а иногда
совершенно срывающей дрессировку. Раздражители, поступающие из внешней
среды (например, туман, снег), из организма собаки (потребность
оправиться, голод) и от дрессировщика, так или иначе отражаются на
поведении собаки.
В дрессировке используются раздражители
безусловные (пищевые — дача лакомства, механические оглаживание,
давление рукой, рывок, легкий удар и т. д.) и условные (команды, жесты,
сигналы и запахи). Безусловный раздражитель вызывает проявление
безусловного рефлекса. Действие условного раздражителя (жест, команда)
проявляется лишь при определенных условиях. Он всегда и непременно
должен чуть предшествовать безусловному раздражителю или совпадать с
ним.
Условный рефлекс — ответное действие центральной нервной
системы собаки на определенный раздражитель. Этот рефлекс образуется в
процессе дрессировки. Он угасает совсем, когда теряется его значение для
собаки. Например, если не давать вашему питомцу лакомство при посадке
по команде «сидеть!», он постепенно перестанет выполнять эту команду.
Условный рефлекс у дрессируемой собаки вначале образуется при совпадении
действия безразличного для нее раздражителя с действием безусловного
раздражителя. Например: подзыв командой «ко мне!» дрессировщиком,
несущим знакомую собаке чашку с едой. Условный раздражитель (команда «ко
мне!») должен предшествовать безусловному раздражителю (вид и запах
знакомой пищи). Начальное образование условного рефлекса проводится в
обстановке, когда на центральную нервную систему животного не действуют
другие, посторонние раздражители. Условный раздражитель должен быть
достаточно сильным. Например, четкие и энергичные, а не вялые или очень
тихие команды. Рефлекс закрепляется прочно лишь тогда, когда сохраняются
те условия, при которых он образовался. Дрессировщик в начале обучения
собаки обязан сохранять эти условия и постоянно закреплять рефлексы
лакомством, которое в дальнейшем переодически заменяется лаской,
оглажи-ванием и командой «хорошо!».
Для более быстрой выработки
условных рефлексов при дрессировке необходимо хорошо усвоить основные
правила. Прежде всего подбираются два раздражителя. Один из них
используется в качестве условного, а другой — безусловного. Действие
этих двух раздражителей должно совпадать во времени, или точнее
раздражитель, на который вырабатывается условный рефлекс, например,
команда «рядом!», должен предшествовать (на 1—2 секунды) действию
безусловного раздражителя (рывок поводком). Вначале на звуковой
раздражитель (команду «рядом!») собака настораживается, прислушивается,
то есть проявляет ориентировочный рефлекс (рефлекс «что тикое?»). После
нескольких совпадений звучания* слова • рядом» с рывком поводка
ориентировочный рефлекс исчезает и по этой команде у собаки проявляется
рефлекс движения рядом с дрессировщиком.
Сила действия
безусловного раздражителя, на базе которого вырабатывается условный
рефлекс, должна быть большей, чем сила действия раздражителя, на который
вырабатывается условный рефлекс. Например, множество условных рефлексов
у собаки можно выработать при помощи пищевого безусловного
раздражителя, однако гели отказ и дачу ей мяса сочетать с более
сильными, н частности болевыми раздражителями (удары хлыстом, сильный
рывок), то мясо приобретает значение условного раздражителя и вызывает
проявление оборонительной реакции. В таком случае показ и дача мяса
вызывают у псе оборонительную реакцию. Это особенно проявляется у хорошо
выдрессированных собак защитно-караульной и розыскной службы. Условные
раздражители должны быть достаточной силы. На слабые условные
раздражители 1>ефлексы вырабатываются медленно и реакция проявляется
более слабая, чем на сильные. Поэтому при дрессировке подаваемые команды
должны быть четкими и достаточной силы, что ведет к более быстрому
образованию условных рефлексов и энергичному выполнению их собакой.
Наряду с этим необходимо помнить, что сила условных рефлексов
раздражителей не должна быть чрезмерной, так как это ведет к задержке
выработки условных рефлексов у некоторых собак, особенно со слабой
нервной системой, а в отдельных случаях рефлексы иообще не образуются.
Одним
из условий образования условных рефлексов является степень возбудимости
нервного центра того безусловного рефлекса, на базе которого
вырабатывают условный. Например, у голодной собаки возбудимость пищевого
центра повышена. Поэтому у нее вырабатываются условные рефлексы на
условные раздражители, подкрепляемые пищей, быстрее, чем у сытой с
пониженной возбудимостью пищевого центра. Известно, что такие приемы,
как задержание собакой убегающего человека, следовая работа и некоторые
другие, строятся на основе сложного иктивного оборонительного рефлекса
собаки. Чем активнее этот рефлекс, тем быстрее образуются условные
рефлексы при дрессировке по указанным приемам.
Если у собаки
слабо выражен активно-оборонительный рефлекс, то активность его
повышается путем предварительной выработки навыка агрессивности при
помощи приема «развитие злобы».
При образовании условных
рефлексов влияет и внешняя среда. Постоянные раздражители (движение
людей,) животных, транспортных средств, различные шумы звуковые сигналы и
прочее) затрудняют выработку нуж ных условных рефлексов, так как
отвлекают собаку (полушария ее головного мозга будут заняты другой
деятельностью). Именно поэтому дрессировку собак™ лучше всего начинать в
спокойной обстановке. В после-1 дующем, когда условные рефлексы уже
будут выработаны, обстановку следует постепенно усложнять так, чтобы ваш
питомец в конце концов выполнял команды при любых обстоятельствах.
Помните, что на дрессировку отрицател но влияют и неблагоприятные
метеоусловия: дождь, снег, сильный ветер, мороз, жара и т. д.
Кроме
внешних, есть еще и внутренние раздражители, с которыми следует
считаться: болезнь или недомогани переполнение мочевого пузыря, прямой
кишки. Перед началом занятий с вашим питомцем постарайтесь хорошо
выгулять его, а если ему нездоровится, то перенесите урок на следующий
раз.
Исследования физиологов показали, что выработка условных
рефлексов у разных собак происходит неодинаково. У одних рефлексы
вырабатываются быстро, после пяти-шести сочетаний, то есть повторений
условного и безусловного раздражителей, у других медленно, посла
нескольких десятков и даже сотен сочетаний. Наряду d этим у одних
животных рефлексы очень прочны, у другим они легко нарушаются,
отмечается различная степень проявления тормозного процесса. Изучая эти
явления, И. П. Павлов создал учение о типах высшей нервной деятельности.
Он установил три основные свойства процесса возбуждения и процесса
торможения — это сила процессов возбуждения и торможения,
уравновешенности их и подвижность. Под силой понимается
работоспособность клеток коры больших полушарий; уравновешенности
выражает соотношения между силой возбуждения и торможения. Они могут
быть развиты одинаково, иногда один процесс, чаще возбуждение,
преобладает над другим.
Источник: http://trisobaki.ru/node/show/34 |